Приветствую Вас Гость | RSS

Путешествия

Понедельник, 21.08.2017, 22:43
Главная » 2013 » Декабрь » 30 » Чем привлекателен и чем страшен отдых на Гаити?
08:58
Чем привлекателен и чем страшен отдых на Гаити?

Многим людям Гаити представляется в виде разрозненного набора пугающих стереотипов, которые с трудом складываются в одно целое: зомби, вуду, тонтон-макуты, Папа Док и сын его Бэби Док, нищета, гражданская война, перманентные циклоны — и снова зомби. Все эти страшные слова сделали свое дело — до сих пор Гаити остается одной из самых малопосещаемых стран мира, хотя климат и благоприятствует туризму. Конечно, не в последнюю очередь так происходит просто потому, что все эти стереотипы — не досужие сказки.

Гаити — одна из самых бедных стран мира, а в Западном полушарии — самая бедная. Но местная бедность своеобразна. Отсутствие туристов провоцирует почти полное отсутствие и уличных нищих. Народ еще не привык видеть в редких европейцах потенциальный источник легкого заработка. Никто из встреченных вами людей — даже беспризорные дети, живущие на рынках, зарабатывающие пропитание чисткой торговых рядов от мусора и случайной поденкой, — не станут ничего выпрашивать, а продавцы на тех же рынках не заломят тройной цены.

В крупных городах нищета вообще теряется на фоне экзотической пестроты. По-настоящему она видна за их пределами — где нет ни асфальта, ни мостов, ни регулярного транспорта. Большинство деревенских домов в глубинке построены из самых дешевых материалов и почти всегда зияют пустыми оконными рамами.

Наверняка, будь на Гаити развит туризм, то первым пунктом во всех путеводителях и туристических маршрутах значилось бы посещение церемонии вуду. Наряженные в пестрые костюмы, вооруженные страшными посохами и ножами, обычные гаитянские безработные демонстрировали бы колоритный танец и до полусмерти пугали бы анемичных немцев и расслабленных французов своей деланной исступленностью и языческой жестокостью. Естественно, дети бы на такие мероприятия не допускались, вход был бы платным, за любительскую съемку взимался бы двойной тариф, а за отдельные деньги предоставлялась бы возможность наблюдать за тем, как режут красного петуха или иное какое-нибудь мелкое животное. Вернувшись домой, довольные европейцы взахлеб рассказывали бы своим близким об ужасах, которые им пришлось пережить на «диком» острове. Все это на деле означало бы одно: конец вуду. По крайней мере, вуду в том виде, в котором этот культ подлинно существует на сегодняшнем Гаити. Лучший пример тому — та же соседняя Доминиканская Республика, где все чернокожее население рассматривает его как некую культурную традицию, на всякий случай продолжая хоронить своих мертвецов в традиционных склепах и приторговывая амулетами. Но — не более того.

А гаитянское вуду, в отличие от того, что процветает на Золотом Берегу Африки, откуда, собственно, культ пришел на Запад, — далеко не столь пугающе-красочно. Здесь нет ни торговли фетишами — мумифицированными трупами разных животных, каждое из которых (не без помощи жреца) способно излечить от определенного недуга, ни посубанов — ритуальных статуй предков, ни пестрых храмов, посвященных змеям, где ползают сотни питонов.

О том, что в этих неприметных сарайчиках, раскрашенных добрыми и веселыми мотивами, расположен вудуистский храм, свидетельствует вывешенный перед ними флаг. Таких «святилищ» в стране великое множество — ведь, по словам одного католического священника, «если 95% гаитян католики, то 100% — вудуисты».

Внешних признаков вуду на Гаити и вправду мало. Зато оно намертво встроено в будничную жизнь и не нуждается, по мнению гаитян, ни в каких «подчеркиваниях». Вудуистский храм здесь выглядит как самый обычный жилой дом. Он может стоять далеко от дороги, и во дворе его могут бегать беззаботные дети и пастись коровы. Лишь некоторые унганы («священники», в чьи обязанности входит заклинать лоа — духов) вывешивают над культовыми зданиями драпо — пестрые, расшитые блестками и разноцветными нитями флаги, которые указывают: здесь совершаются церемонии. А какие именно — Бог весть… Создавая свою религию три столетия назад, гаитяне делали это в полной тайне. Все внешние проявления были по необходимости «зашифрованными» и краткими. Возможно, поэтому даже простой, всем известный веве — сложный геометрический узор, олицетворяющий божество, — до сих пор рисуется только во время особо важных мероприятий (как правило, мелом на земле), а после их окончания немедленно стирается.

Термин «зомби» попал на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVIII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Того). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизмененное западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного черного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости. Стоит отметить, что зомбирование особенно характерно для Петро вуду — особого течения вудуизма, зародившегося непосредственно на Гаити и чьи последователи составляют менее 5% от всех вудуистов во всем мире.

Феномен зомби — не культурный, а именно научный — пытались изучать самые разные люди. В 1982 году Гаити посетил ботаник и антрополог Уэйд Дэвис. Целью его путешествия было раскрыть тайну технологии зомбирования. Четырьмя годами позже Дэвис издал книгу «Змей и радуга». До сих пор считается, что в ней Дэвис максимально близко для европейца приблизился к разгадке зомбирования. Участвуя и наблюдая за ритуалами, он описал рецепт «порошка зомби», который, впрочем, сам считал не слишком точным — ввиду недостаточности информации и окружающего вопрос зомби покрова тайны.

По Дэвису, состав этого снадобья таков: 
- рыба-еж (лат. Diodon hystrix), содержащая тетродотоксин - один из сильнейших ядов, затрудняющий передачу нервных импульсов мозга,
- галлюциногенная жаба (лат. Bufo marinus),
- кольчатый ядовитый морской червь (лат. Annelida),
- дурман обыкновенный (лат. Datura stramonium),
- желчный пузырь крупного млекопитающего,
- черепные кости мамбо (жрицы вуду),
- различные травы, точный перечень которых неизвестен,
- порох или тальк, служащие основой смеси.

Все ингредиенты тщательно перемешиваются в течение трех дней до полной однородности. Порошок зомби готов.

Во время церемоний вуду верующие в порыве экстаза иногда купаются в грязи.

Говорят что «Смерть на Гаити — это только начало».

И другое Гаити я увидел. И красоту его природы и ту красоту, что создали люди, здесь живущие. Конечно по пейзажным видам с Доминикой Гаити тягаться не может. Kак впрочем и многие другие карибские острова. И даже по сравнению с соседней Доминиканой страна местами может выглядеть как лунный ландшафт. Оно и понятно: в Гаити и земли поменьше, а голодныx ртов поболе. И чтоб иx прокормить, чтоб огонь развести в очаге, местные мужики рубят дерева вот уж сотни лет и до сей поры. Но даже безлесые горы все равно остаются горами, а у меня к ним отношение особое. Как к женщине - трепетно-влюбленное. Уже издалека на ниx посмотришь - тут же пульс учащается, глазки разгораются от предвкушения. А как только дорога начинает карабкаться вверx, накручивая зигзаги да открывая картинки то слева то справа - то тут состояниe близкое к оргазму начинается.



Правда Гаити и здесь свою специфику привнесло. Чтоб не забывал где наxодишься и не расслаблялся до полной. Иногда за поворотами случаются засады: местная детвора перегораживает дорогу здоровенными каменюками и атакуют машины, требуя денег. Но я был к ним не в претензии - каждый зарабатывает на xлеб как может. Типа чтоб "Провал" дальше нe проваливался. А потому монетку в окно бросишь, днищем по камешкам поскрежещешь и дальше горами любуешься. Особливо когда они с океаном встречаются и заxодят в него: ... Читать дальше »
Просмотров: 2752 | Добавил: leonova2101976 | Теги: Чем привлекателен отдых на Гаити?
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст
Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст
Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст Альтернативный текст